Никому не секрет, что в Развильном живёт человек, чьё творчество дорого и не безразлично селянам и даже гостям села. Зовут его Александр Андреевич Прохоров. За свою жизнь он написал не один десяток картин. Его работы украшают стены развиленского музея, школ, частные коллекции. Картины художника можно найти не только по всей России, но и за её пределами. Сейчас картины художника можно приобрести, как у него самого, так и в художественных галереях Ростова-на-Дону.
Сайт Развильное.ру надеется на помощь жителей села и владельцев картин в составлении коллекции работ развиленского художника. Часть картин художника уже представлена на данном ресурсе и в группе в Контакте, но качество фотографий оставляет желать лучшего, а в Контакте они ещё и слишком маленького размера. Поэтому будем рады, если вы сможете представить фотографии картин Прохорова. И немного о самом художнике. Приведём статью в KM.RU от 2002 года.
Художник из Развильного
Если бы не бывший ученик, не видать Александру Андреевичу персональной выставки в Ростове.
Правда, некоторое время назад, к его 70-летию, картины выставлялись в с. Песчанокопском. И сейчас их можно увидеть в районном дворце культуры, только о них он отзывается с долей грусти: «Все мечтаю переделать... »
«Кое-каких уже и нет, - извиняясь, замечает зам. главы администрации Песчанокопского района А. И. Коровин. - А был не один десяток. Только теперь одни картины украшают кабинеты районных организаций и учреждений, другие попали в частные коллекции любителей живописи, третьи (как, к примеру, композитору Саульскому) - были подарены.» Да и палитру красок с преобладающей охристой и терракотовой гаммой не сравнить с той, что ложится на холст сегодня.
В 1951 году Александр Андреевич закончил Ростовское художественно-педагогическое училище. Воевать ему не пришлось: проходя службу коннонарочным, сломал Прохоров руку, и перевели его в запасной полк. И «там художником был», правда, работа с красками сочеталась со стрельбами в пулеметном батальоне. Но даже гашетку не мог нажать - сказывался перелом. После войны в областном отделе народного образования ему предложили преподавать в Ростове. Отказался. В списке были еще Таганрог и Новочеркасск. В городе он в принципе работать не хотел. Заведующий ОблОНО долго бился с непокладистым педагогом, наконец, не выдержал: «Вот карта области - выбирайте!» И Александр Андреевич выбрал село Развильное, «просто потому, что понравилось название». Может, оно навеяло воспоминания об Украине, где он родился?
На Дон его родители перебрались в 1938-ом. И подозревает Прохоров, что отец, вроде бы, бежал. Тайно, ночью сел в вагон с семьей, «хотя и не был каким-то пройдохой, просто - колхозник». Время было такое. Первая мировая война закончилась для Андрея Прохорова ранением. В гражданскую, в период мобилизации, попал к Махно. Тогда трудно было понять, что происходит и кто за кого. Ответ на вопрос возник конкретно в 1937 году. В то время арестовывали многих, часто - без разбора. Стоял голод, начался тиф. «Как отец выжил - одному Богу известно. Но почти каждую неделю его забирал «воронок», потом привозил обратно,- вспоминает Александр Андреевич. - Отец был совсем негоден: часто случались приступы, мучили головные боли. В начале войны он и умер. Остались мы с братом, матерью и бабушкой одни…»
Еще на Украине познакомился Александр Андреевич с самоучкой-художником - мастеровым села, работающим в кузнице и столярной. В свободное время тот ходил на пленэр, и Александр с ним. По всем характеристикам самоучка не отставал от профессионалов. Это отмечал художник из Днепропетровска, наведывающийся в живописные окрестности речки Конки.
Переехали Прохоровы вначале в Краснодарский край, в граничащее с Ростовской областью село, и он поступил в училище. 36 лет проработал Прохоров в сельской школе, да не в одной - «приходилось совмещать». Еще и кружки рисования занимали время. Рисовать самому не приходилось, все из-за той же нехватки времени. Когда приезжал в Ростов, замечал, что сильно отстал от сокурсников. В художественном училище он сдал специальность на «отлично», а те, кто похуже учились, «в своих работах вперед ушли». Когда сокурсники постигали специальность на практике, Прохоров учил детей черчению и рисованию. И картины начал писать в 60!
Как директор школы с. Развильного ни упрашивал его остаться работать, присылая с подобной просьбой учеников, хоть и жалко было с ними расставаться, он не согласился. «Не смог - так хотелось писать картины,» - объясняет сегодня он свое решение.
Когда-то закончил заочно Ленинградскую художественную академию, только по специальности не живопись, а искусствоведение. Впоследствии книжку о донском художнике Дубовском написал. В принципе, такой задачи он не ставил, просто на данную тему была дипломная работа. Прочитав ее, научный руководитель порекомендовала познакомиться с ней ректору академии. К тому же председатель госкомиссии похлопотал, чтобы дипломная работа имела продолжение в книге, за которую и взялся Александр Андреевич. В школе Прохорову неплохо давались сочинения, и переработать научную работу в научно-популярное издание ему не составляло труда. Стремление к учебе привила ему мама. Несмотря на то, что сама была малограмотной. Внушая сыну любовь к наукам, она таким образом реализовала в нем свою любовь к ним. Когда после училища он закончил академию, мама спросила: «А теперь куда будешь поступать?» Все говорила: «Я хочу, чтоб ты учился и учился...».
Когда Александр Андреевич начал писать картины, близкие удивились. А он с головой окунулся в работу, словно спешил наверстать упущенные годы, когда мог, так же, как товарищи по художественному училищу, писать... Картин было много. Сколько? Не сосчитать. И все - дарил. Он бы и дальше дарил их, только слишком ощутимой стала цена на краски. И так несвойственная для его души коммерция заставила устанавливать цены уже на картины. Однако живописец-предприниматель из Александра Андреевича, откровенно говоря, - никакой. Не так давно навестил Прохорова местный фермер - бывший ученик. Был он на выставке-продаже в ростовском салоне, увидел картину с коротким названием - «Дождь» и соответствующей ценой. Обидно стало за своего учителя: «Что ж вы-то, Александр Андреевич, так дешево картины продаете, себя не цените?!» Не может, не умеет...
Сегодня он пишет в ярких светло-розовых, сиренево-голубых и белых тонах, нехарактерных для донской живописи. «Я и сам не могу объяснить - почему? Украинский писатель Остап Вишня писал веселые вещи, а в жизни был очень грустный человек. Может, и я такой», - пытается найти ответ А. А. Прохоров.
Не было бы той первой и единственной персональной выставки в Ростове, не возникни на горизонте В. П. Селин. («Это же такая зануда, в хорошем смысле слова, что отступать было некуда», - смущенно замечает Александр Андреевич). Помог с выставкой Прохорову его бывший ученик, когда работал в районном отделе культуры. Для художника это был шанс. Когда посетители выставки увидели картины никому неизвестного сельского живописца - ахнули.
Сегодня его работы украшают частные коллекции знатоков и любителей живописи Франции, Германии. Соотечественники тоже не упускают редкой возможности заказать ему картину. Только коллеги - донские художники на свою «территорию» не допускают. Видно, считают, что именитые живописцы с трудом персональные выставки проводят, а здесь не состоящий в Союзе художников РФ любитель из с. Развильного пытается на что-то претендовать. А я так думаю: талант, он ведь не удостоверением (пусть даже в кожаном переплете) определяется. Он либо есть, либо его нет. Как ни верти картины Прохорова - талант виден, талант...
И.Хансиварова
Источник: KM.RU